28 октября 2011 года Brainity в уютной, творческой атмосфере FAQ-Cafe собрал вместе друзей и коллег, чтобы вновь поговорить о важном для каждого из нас.
Поиски смысла
В поисках смысла жизни многие из нас бросаются в самые невероятные приключения. Или не бросаются — это наш личный выбор.
Вне зависимости от того пробуем мы сами или нет сделать что-либо с собственной жизнью, нас всегда крайне интересуют те, кто что-то со своей жизнью сделать смог. Причем так заметно и успешно, что нам захотелось пройти их дорогой.
Дорога
Дорога от хобби к бизнесу, от творчества к делу у каждого своя. И осилит ее идущий.
Спикерами нынешней дискуссии, организованной Brainity, выступили творческие люди. Каждому из них было что-то сказать по этому поводу — о том, что когда-то они сами и мечтать не могли о том, что их любимое хобби начнет приносить деньги.
Партнеры
Партнерами мероприятия стали старые и новые партнера портала: интернет-библиотека СМИ Public.ru, медиа-группа «Вся Россия», Работа.ру, Salecraft, Бизнес-Журнал, Московский клуб молодых предпринимателей, портал «Бизнес-бомба», Международная Ассоциация бизнес-коммуникаторов (IABC), Открытый Инновационный Университет, Moscow Business School.
Спикеры
Мастер-класс, мини-концерт и дискуссия в течение одного вечера собрали весьма неординарных спикеров:
— Евгений Феклистов — музыкант, композитор, лидер группы «Конец фильма»;
— Людмила Тараканова — преподаватель, тренер, судья различных чемпионатов по макияжу и боди-арту и просто художник по жизни!
— Инна Гуляева — сертифицированный коуч и тренер, выпускница российского представительства Международного Эриксоновского Университета, профессиональный психолог.
Необычная форма проведения дискуссии помогла не только максимально раскрыть тему, но и пришлась по душе как спикерам, так и гостям мероприятия. Атмосфера в зале царила творческая: не каждый день на семинаре увидишь настоящее шоу.
Воплощение
Перед нами истории тех, кто очень хотел и смог воплотить свою мечту в реальность.
Людмила Тараканова, ведущий преподаватель Школы профессионального макияжа Make-up Atelier:
«Мам, ты не правильно красишься»
Людмила Тараканова: Началось все просто — как у любой девочки. С интереса к маминой косметике. У кого-то чуть раньше, у кого-то чуть позже, я могла добраться до маминой косметики. У мамы косметика я какую могла найти? Как ребенок, рожденный в Советском Союзе — польскую и французскую, если повезет. Ленинградскую косметику мама игнорировала.
Начала интересоваться косметикой очень рано — лет в девять брала ее у мамы. Где-то там красилась тайком, получалось или не получалось трудно сказать. Мама этот процесс пыталась контролировать, но бесполезно.
Мир
Была постоянная борьба в связи с этим. И прекратилась эта борьба в двенадцать лет, когда я сказала: «Мам, ты не правильно красишься. Тебе это не идет абсолютно. Давай я тебя накрашу, как вот я думаю. Как вот мне кажется».
Мама поняла, что не стоит отбирать у меня косметику: раз я способна в двенадцать лет могу то, чему она так и не научилась, значит, пусть ребенок занимается этим делом самостоятельно. Естественно, это не приносило никакого заработка, это было просто хобби.
Знать, чего хочешь
А в двенадцать — тринадцать лет я уже осознанно знала, чем я хочу в жизни заниматься: я хочу делать людям макияж, визаж. Я не понимала тогда, как это приведет меня к моему бизнесу — просто понимала, что нужно куда-то поступать. Так все это тянулось в виде хобби. В пятнадцать — шестнадцать лет ситуация оставалась той же, появилось училище — какое-то все-таки образование художественное продолжалось.
Тогда же от скуки пошла в модельное агентство. Тогда это было очень модно, в 90-х годах. Когда я училась в модельном агентстве, у нас был такой предмет — макияж. Его у нас вела женщина-косметолог. Хочу сказать огромное ей спасибо — эта женщина мне просто открыла дорогу в мир визажа. Именно тогда я и познакомилась с профессиональной косметикой, профессиональным макияжем, профессиональной литературой. Я этого же специалиста я стала брать индивидуальные уроки по макияжу, просто так для себя.
Некому ругать
Ругать было некому — это был 1997 год и мало кто, в этом что-то понимал. Реклама была очень бурная, появилось очень много клиентов — я поняла, что услугой «Выезд на дом» на макияж можно неплохо зарабатывать. Постепенно я ушла от работы модели и работала в агентстве только визажистом, потом я перестала там работать администратором, потому что было некогда, было очень много клиентской работы.
Это мне приносило огромное удовольствие, потому что я выполняла макияж, а заодно и прически — опять же просто по наитию, без специального образования.
Посерьезнее к делу
Когда ребенку исполнилось два года, я поняла, что мне опять стало скучно, что я хочу работать, клиентов мне уже не звонят. Решила, что нужно посерьезнее к делу подходить. Сколько можно бегать с сумками по домам клиентов, надоело. Нашла самый лучший салон у нас в городе. Пришла туда со своим альбомом. Мне сказали: «У нас есть свой визажист». Я сказала: «Попробуйте».
Сначала выходила под запись, потом придумывала всякие акции, как бесплатный макияж, после чего-то — после оказания какого-то спектра услуг, либо какие-то часы бесплатные под макияж. Просто надо было как-то к себе приучать клиентов.
Вопрос из аудитории: Получается, что вы еще и маркетинг освоили?
Людмила Тараканова: Случайно получалось. Все само собой, по наитию. И в этом салоне добилась хороших успехов, тогда мне этого хватало. Была большая клиентская база, это был лучший салон Московской области, он держался на этом уровне несколько лет.
Пока однажды наш салон не захотел поучаствовать в конкурсе — чемпионате Московской области по макияжу и парикмахерскому искусству.
Чемпионат
Но я уперлась, я решила, что я хочу участвовать. Я это к тому, что не надо бояться, если вы что-то решили — надо попробовать. Ну чем вы рискуете? Деньгами, но это максимум. Главное — здоровьем не рисковать. Все-таки я решила участвовать — уговорила всех. Мне сразу сказали: «Ты там особо на многое не надейся, все-таки профессионалы».
Но как-то так получилось, что у меня два первых места с первого же моего конкурса.
Сказали бы мне тогда, что уже через год я буду в чемпионате мира участвовать, то я бы там просто напросто рухнула на месте, наверное. Там я поняла, что это — мое.
Инна Гуляева, психолог, тренер, коуч, художник:
Новые направления
Инна Гуляева: Как у меня все произошло? Произошло все семь лет назад, одновременно, я даже не знаю. Я приехала из Гоа и поняла, что психологией одной мне неинтересно заниматься — я стала искать какие-то новые направления.
Психологи, сидящие в аудитории, знают, что психология — это, прежде всего, диагнозы, это определение диагноза человека, а я хочу помогать людям добиваться их целей. И тогда я нашла информацию о том, что такое коучинг. Почти одновременно с этим я увидела объявление о школе правополушарного рисования — пошла учиться рисовать.
В школе все было очень грамотно устроено: после того, как ты понимаешь, что можешь рисовать, преподаватель давала тебе карандаш, акварель, масло. Мы выезжали на пленер, рисовали, отлично все было. Я практически целый год у этой преподавательницы училась. Я просто рисовала и даже не думала о том, чтобы рисовать на футболках.
Хочешь добиться — иди к цели
Бывает у вас такое: у меня очень много направлений, а так как я коуч, я знаю, что, если ты хочешь чего-то добиться, надо строго запланировать, идти постепенно к своей цели, и постоянно что-то делать в одном направлении, но мне это было скучно.
У кого-то из вас было такое, что вам говорили: «Ты разрываешься, ты слишком за многое хватаешься. Ты делаешь такие вещи, но не доделываешь: одно бросаешь — берешься за другое». Вот у меня было примерно так. У меня была одна основная деятельность — это психология, коучинг, но помимо этого я много рисовала и много занималась йогом.
Иррационалы
Мне помогла на самом деле одна вещь. Я хочу сегодня вам о ней рассказать для того, чтобы вы тоже знали, что люди творческие в основном — иррационалы. Если вы принадлежите к такому типу людей, которые делают несколько дел одновременно, если вы ложитесь, запланировав одни дела, а просыпаетесь утром и понимаете утром, что вы этого не хотите, а хотите чего-то другого.
У меня, к примеру, основная деятельность — это тренинги и коучинг, понятно, что есть определенный план этого проведения. Но есть свободные дни, когда я просыпаюсь и понимаю, что я сегодня больше ничем не буду заниматься кроме йоги, и буду заниматься своим собственным ребенком. Потом просыпаюсь и понимаю, что вот сегодня буду рисовать. Еду и покупаю несколько футболок, либо платьев и начинаю рисовать.
Гоа
Небольшое отступление по поводу того, почему у меня так много деятельностей: вернусь к тому, с чего, собственно, и начала — с рисования. У меня осталась сумка с Гоа — белого цвета, на ней были изображены такие пляшущие человечки. Она была уже некрасивой. В школе я узнала, что есть краски для ткани, я купила эти краски для ткани и разрисовала эту сумку. После того, как я ее разрисовала, ко мне подходил каждый второй и говорил: «Где ты взяла эту сумку? Я тоже хочу такую».
Это навело меня на мысль, что этим на самом деле я могу заниматься. Но это был всего лишь проблеск. Я продолжала заниматься своей основной деятельностью.
Для себя и не только
И мне это очень понравилось, я стала заниматься этим конкретно только для себя. Я ходила на встречи, проводила тренинги, приходила на консультации, соответственно, в этих вещах. Пока одна моя коллега не сказала: «Так, я больше не могу на тебя смотреть. Я хочу то же самое. Давай я тебе закажу это». Понимаете, у меня даже мысли не было, что за это можно деньги брать. Я удивилась: «О, у меня даже кто-то что-то закажет?».
Вопрос из аудитории: Это были первые деньги за творчество?
Инна Гуляева: Да, это были мои первые деньги за творчество. Я могу даже сказать, что мне приносят вещи и я на них рисую. Я сказала, что это будет стоить пятьсот рублей — на краску как раз хватило. И за две футболки мне заплатили тысячу рублей. Я тогда вообще не рассматривала это как заработок. Для меня это было как удовольствие. После того, как я начала рисовать для других, я, знаете, что еще обнаружила?
Соучастник произведения
Я рисую в абстрактом стиле, у меня один рисунок.
К примеру, я никогда не рисовала треугольнички. Мне как раз дали две футболки — клиент заказал для девушки в подарок. Эту девушку я ее даже не видела. Я начала рисовать и у меня все вылезали треугольнички да треугольнички. Я их и рисовала. Когда я отдавала футболки заказчику, то он мне сказал: «Ты знаешь, что она даже челку десять лет треугольничком носила».
То есть можно сказать, что будущий хозяин футболки — он соучастник произведения.
Вопрос из аудитории: То есть происходит некая химия?
Инна Гуляева: Да, да, это однозначно! И плюс, конечно, профессия сказывается психолога: я заметила, что определенные знаки, например, зигзаги, обозначают разные вещи. И, когда я это людям говорю, а я многих не видела ни разу, все очень удивляются.
Вопрос из аудитории: А сейчас вы разделяете для себя ту деятельность, которую вы называете творчеством, и ту работу, которую нужно сделать. Например, в офис сходить?
Инна Гуляева: Вы знаете, нет. У меня действительно вся деятельность, которая мне очень нравится. И которой я буду заниматься.
Евгений Феклистов, лидер группы «Конец фильма», певец, композитор, поэт:
Хобби как способ потратить деньги
Но для многих людей хобби — это принципиально способ потратить деньги исключительно из-за того, что в основной своей деятельности они вынуждены не совсем то, или совсем не то, что они хотят делать за большие или не очень большие деньги.
У них происходит такая цепочка, зависимость, что деньги — всегда не свобода, а свобода — это, когда эти деньги, соответственно, уходят.
Достаточное количество денег
И то, что мы говорим о зарабатывании денег — это, соответственно, что это такое?
Что такое достаточное количество денег? Зарабатывать для того, чтобы хватало на жизнь? А какие у вас запросы? Сколько бы вы не зарабатывали денег, вы всегда найдете того, кто зарабатывает больше. То есть у кого-то суп жидкий, а у кого-то жемчуг мелковат.
Никогда не бывает успеха достаточно, никогда. Вы вообще событиями, достижениями себя никогда не удовлетворите. Если вы сейчас собой недовольны, то спустя некоторое время вы также не будете собой довольны своей жизнью.
Основной вопрос
Научитесь радовать себя тем, кто вы. И основной вопрос, это действительно, как уже было сказано сегодня: кто вы на самом деле? Потому что заниматься всю жизнь нелюбимым делом — это все равно, что заниматься сексом с нелюбимой женщиной, или нелюбимым мужчиной, если вы — женщина. Ради чего? Это превращается в пустую трату времени и трения, которые ничего не дают. Если вам нравится, эффективность от этой деятельности всегда выше.
К сожалению, нельзя прожить жизнь, делая все время только правильные вещи. Я вот окончил Тартуский Государственный Университет, получил магистерскую степень по математике. Я работал программистом в течении десяти лет. Я не могу сказать, что я сильно разочарован, я не считаю, что это время было потеряно.
История
Вопрос из аудитории: А как так получилось, что из математики вы прыгнули в музыку?
Евгений Феклистов: У меня был очень успешный старший брат. Он участвовал тогда во Всесоюзных олимпиадах по математике и по физике и занимал там призовые места. Был многообещающим студентом. Стал ученым с мировым именем, одним из тех специалистов по лазерам, которых, может быть, с десяток человек на нашей планете. Один из ведущих специалистов очень узкой области, но тем не менее интересной и пользующейся спросом.
Но я сейчас говорю не об этом. Я сейчас говорю о себе. Мои родители считали, что я должен тоже. В моем подъезде всех отдавали в музыкальную школу, и все они ходили из-под палки. Никто из тех ребят сейчас ничем музыкальным не занимается.
Джобс
Хочу сказать, что жизнь извилиста, на самом деле. Трудно найти какой-то правильный рецепт или алгоритм. Кстати говоря, кто из вас читал вот эту речь, про которую так много было сказано, Стэндфордскую речь Джобса? Интересно, что единственный человек, который читал, сидит рядом со мной, а не рядом с вами в зале.
Для меня уже оказывается потрясающим тот факт, что человек говорит: «Я хотел сделать такие красивые иконки на телефон, чтобы человеку хотелось их лизнуть». Можно сказать, что это не нормальный человек. Но эти продажи сейчас, эти цены тоже кажутся ненормальными, но, тем не менее, это так, это факт.
Не думать о том, как заработаю
Получается, что статью читал только человек, сидящий рядом со мной. А ведь мы говорим об успехе. Оказалось, что люди с большой охотой ради красоты расстаются с деньгами. Для этого их не надо грабить, трясти. И вообще, когда человек занимается чем-то любимым, то он не думает о выгоде. Наверное, было бы неправильно думать, как я на этом заработаю деньги. Вот я пойду на курсы, а потом как я через десять лет заработаю на этом деньги.
Ведь для того, чтобы изменить свою жизнь — нужно изменить свой образ мыслей. Это какая-то банальная такая фраза. Еще есть одна мысль, которая мне приходит на ум. Вот мы говорим: «Надо рисковать — не надо рисковать?», но ведь наша жизнь — это уже изначально риск. Жизнь — это игра без правил, никто не знает, как повернется развитие технического прогресса, что будет завтра нужно, какая профессия.
Кто вы такой?
Делайте то, что вам нравится — именно вам. Для этого сначала поймите, кто вы такой?
За полгода до того, как моя песня «Желтые глаза» появилась в хит-парадах и мыс сняли клип за 20 тысяч долларов, я просыпался на раскладушке в чужом офисе, работал на пяти работах и не мог нигде заработать, меня выселили из квартиры, которую я снимал, я разошелся с женой. Была ситуация чудовищная в том плане, что я спал в машине своей.
Рутина от занятий любимым делом
Не бойтесь рутины от занятий любимым делом — бойтесь рутины от занятий нелюбимым делом. И бойтесь того, что чаще всего происходит: когда вы работает непонятно на кого, на чей интерес; когда и работу-то вашу, непонятно, можно ли назвать работой. То есть вы становитесь каким-то передаточным звеном: приходите в офис, с восьми до двенадцати — боретесь с голодом, а после обеда — со сном. А потом приходите к шефу и говорите: «Где мое то, где мое се». А шеф ваш прогорел, а вы остались на улице.
Мою судьбу изменил случай
О своей судьбе что я могу сказать. Мою судьбу изменил случай. Я все время писал песню. Я был уверен, что это всегда будет только хобби. Я был очень неуверен в себе. И вот однажды получилось так, что в город со стотысячным населением приехали Митьки. Они пришли в гости к моему знакомому. Мой знакомый позвал меня. Мне поставили табурет и я трясущимися губами, руками пел песню.
Если вы идете по какой-то дороге неверной даже, или не совсем своей, все равно параллельно с вами будет идти какая-то лыжня, та дорога, которая будет отвечать вам эхом ваших ног, которые по ней не ступают. Чем позже вы будете оттягивать этот момент, тем, наверное, решительней вы потом свернете.
Ваша жизнь
Ваша жизнь — это интересный эксперимент, и я советую в нем поучаствовать с полной отдачей.
Ванда Выборова
Статья опубликована на сайте brainity.ru
https://www.brainity.ru/editors_choice/14035/